Вторник, 07.05.2024, 21:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Современная стоматология

Каталог статей

Главная » Статьи » Протезирование » Металлокерамика

История возникновения развития металлокерамики и фарфора.
История развития металлокерамики и фарфора.
     
Как много и как мало в этом слове! Не помню кто это сказал, но это факт. Итак, начнём по–порядку.
Что есть у нас в руках на сегодняшний день? А не много. Делают разные, делают всякие, делают все!!! А как? Где? На каком металле? Какую керамику? А может это вообще фарфор?? Вопросов много – ответов мало!!!
В правильно поставленном вопросе – половина ответа, и, напротив, на неправильно поставленный вопрос однозначно ответить практически невозможно.
Вроде – прописная истина, да и только. Однако от знания этой истины неправильно поставленных вопросов не становится меньше.
Давайте начнём с истоков: что такое фарфор?*
 
Решив рассказать Вам об истории фарфора, мы явно почувствовали всю сложность и глобальность поставленной задачи. Таких интригующих событий в истории удостаивались лишь истории про алмазы, да, пожалуй, были и небылицы про времена Золотой лихорадки. Но давайте всё по порядку.
Возникшее впервые в Китае, фарфоровое производство было там строго засекречено. Однако фарфор привлекал европейцев и вызывал у них естественное желание разгадать "китайский секрет" и наладить фарфоровое дело у себя в Европе.
Представьте себя каким–нибудь европейским монархом (включая сюда весь снобизм, заносчивость, тщеславие и т.д.), и полное отсутствие фарфора в поле видимости, кроме как приобретённый в Китае за немалые денежки. Ну как тут не пустится во все тяжкие, чтобы поиметь вожделенный секрет изготовления?! И пустились не задумываясь (в тяжкие то бишь).
Миссионер, патер Д. Антреколл, посетивший в XVП в. Китай со специальной целью выведать секреты фарфорового производства, сумел добыть лишь самые элементарные сведения, которые никак не могли послужить основой для постановки нового производства.
К нашей особой гордости, Россия не отстала и в сей шпионской деятельности – за большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, который выдал секрет фарфора сибирскому промышленнику Курсину. Однако хитрый китаец что–то скрыл от Курсина, т.к. последний так и не смог получить фарфор, хотя производил опыты по его изготовлению.
Сколько таких примеров скрывается за слоем прошедших лет, мы можем только догадываться. А секрет, думается, всё же стянули. Кто и как неизвестно, но виват древним разведчикам!!!
Итак, в начале XVШ века возникает первое производство фарфора в Европе; оно организуется в Саксонии, в замке Альбрехтсбург, близ Мейссена. И надо отдать должное тамошним специалистам за организацию сложнейшей технологии. Ведь мы с Вами понимаем, что секрет секретом, но фарфоровое производство состоит не только в составе фарфоровой массы, но и в самом технологическом процессе, состоящем из многих – простых и сложных – операций. Да и вообще – а был ли секрет?
Теперь вернёмся на Родину.
В международной литературе по–разному освещается вопрос о возникновении фарфорового производства в России. Нередко русский фарфор и фарфоровая промышленность в России и вовсе игнорируются, несмотря на их самобытность и значение в истории мировой техники и искусства.
Попытки организовать производство фарфора или фаянса в России начались еще при Петре 1 – большом его ценителе. По заданию Петра 1 русский заграничный агент Юрий Кологривый пытался выведать секрет фарфорового производства в Мейссене. С какими трудностями и перипетиями он там столкнулся пусть подскажет Вам ваша фантазия, но итог оказался плачевный – он потерпел неудачу. Правда, остался жив, проказник. Хотя, думается, в Китае такие проделки бы ему с рук не сошли. Несмотря на это, в 1724 г. русский купец Гребенщиков основал в Москве за свой счет фаянсовую фабрику; на ней же велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.
Потерпел неудачу и вроде бы проверенный на Руси способ развития науки и искусства – приглашение иностранных специалистов. Приехал один такой, Гунгер фамилия, думали дело в шляпе. Ан нет! При Елизавете Петровне пять лет впустую ухнул и восвояси уехал. Зачем нанимался, спрашивается?
После всех упомянутых ранее неудач, оставался один путь, наиболее трудный и долгий, но зато единственно надежный: организовать поисковую систематическую научно–технологическую работу, которая в результате должна была привести к разработке технологии производства фарфора. Для этого нужен был человек, имевший значительную подготовку, обладающий достаточной технической инициативой и изобретательностью. Таковым оказался... Внимание! Запомните эту фамилию! Этому человеку должна петь панегирик вся Россия! Дмитрий Иванович Виноградов, уроженец города Суздаля.
Мне кажется, что будущее безметалловых конструкций находится именно в стороне цельнокерамических решений, а не различных конструкций из композитов армированных стекловолокном, хотя на этой части прогноза я не настаиваю.
В 1736 г. Д.И. Виноградов со своими товарищами – М.В. Ломоносовым и Р. Райзером – по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан "в немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства". Чувствуете начальный рывок гения? Из всей Академии в числе трёх избранных!
Обучался Д.И. Виноградов преимущественно в Саксонии, где находились тогда "славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы" и где работали в то время искуснейшие учителя и мастера этого дела. Он пробыл за границей до 1744 г. и вернулся в Россию с аттестатами и свидетельствами о присвоении ему звания & quot;бергмейстера". Звание сейчас для нас непонятное, но в те времена пользовалось большим авторитетом. По возвращении в Россию звание бергмейстера было утверждено за ним и на родине по указу Правительствующего сената.
Перед Виноградовым встала задача – самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и разработать технологические приемы и способы изготовления массы настоящего фарфора. И ещё одна задача встала – разработка глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.
Более тысячи различных экспериментов было выполнено Д.И. Виноградовым за время его работы на, как её тогда называли, "порцелиновой фабрике".
В работах Виноградова по организации фарфорового производства в России значительный интерес представляют его поиски "рецепта" фарфоровой массы. Эти работы относятся преимущественно к 1746–1750 гг., когда он усиленно искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д.
Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 г. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава русского фарфора и продолжал ее в течение 12 лет, до своей смерти, т.е. до августа 1758 г.
Кстати о смерти. Доводили нашего героя тяготы труда и произвол вышестоящих. Лишь немногие историки упоминают о непосильном напряжении и моральной надломленности Виноградова. Ещё более редко упоминается о его пристрастии к пьянству. Но все историки знают имя некоего барона, который был, по сути, надсмотрщиком над Виноградовым. И нередко стыдливо умалчивают о неприглядных фактах развития русского фарфора. Что демократией там не пахло – это понятно. Но чтобы человека держать под караулом около печи "на время обжигу...чтобы и спал там", это как? Вы не ослышались, это под штыком держали основателя редкого производства в родной России–матушке. Наверняка за моральные срывы и пьянство, но всё равно обидно. Но это ещё цветочки, кончилось тем, что свой учёный труд Виноградов заканчивал прикованный на цепь в своей комнате. И ведь закончил! Может кому–то и покажутся такие меры хороши для пользы дела, но мы фамилию того барона, который так радел за эту пользу, что практически загнал в могилу в 38 лет гения, упоминать не будем из принципа, в виде наказания. Много у нас таких известных личностей было, и пусть они в общей массе, без фамилий, отрицательными примерами для потомков проходят.
Но возвратимся к теме.
С 1747 г. Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749 г. и более поздние годы). В 1752 г. заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и организации технологического процесса его производства.
Следует обратить внимание на то, что, составляя рецепт, Виноградов старался по возможности зашифровать его. Он не пользовался русским языком, а применял итальянские, латинские, древнееврейские, и немецкие слова, пользуясь, кроме того, их сокращением. Это объясняется тем, что Виноградову давались специальные указания о необходимости засекречивать работу, насколько это возможно. И видимо не зря, помнили, как сами чуть ли не разведгруппы посылали в Китай и, в последствии, в Саксонию.
Успехи Виноградова по изготовлению фарфора на порцелиновой фабрике в это время были уже столь значительны, что 19 марта 1753 г. в "Санкт–Петербургских ведомостях" (№ 23) появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые "пакетовые табакерки" от частных лиц.
Помимо разработки рецептуры фарфоровых масс и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь технологический процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.
В результате "прилежного труда" (так он сам оценил свою деятельность), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Фабрика достигла больших успехов, как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее ему место.
В заключение необходимо отметить, что немалое участие в создании самобытного фарфора в России принял и М.В. Ломоносов, хотя доля его участия в этом деле была несравненно меньше, чем Д.И. Виноградова. Что, впрочем, не помешало впоследствии назвать Императорский завод именно именем Ломоносова, а не Виноградова, в связи с чем мы испытываем лёгкую грусть.


   
Самые популярные статьи по теме:
 
Самые интересные клинические случаи:
Категория: Металлокерамика | Добавил: phobos (02.10.2011) | Автор: Доктор Мова W
Просмотров: 4692 | Теги: История возникновения металлокерами, металлокерамика г. Сумы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
RSS

Форма входа

Категории раздела

Интересная информация [13]
Армирующие (штифтовые) конструкции [14]
Цельнолитые металлические конструкции [2]
Композитные конструкции [3]
Металлокерамика [45]
Безметалловая керамика IPS EMAX [18]
Безметалловая керамика. ДИОКСИД ЦИРКОНИЯ [20]
Микропротезирование и вкладки [14]
Виниры и люминиры [34]
Бюгельные протезы [33]
Комбинированные условно- съёмные протезы [9]
Перекрывающие протезы [2]
Нейлоновые и полиамидные протезы [13]
Протезирование на имплантах [27]
Видео "Протезирование зубов" [11]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0